В Мьянме широко бытует пословица: «Ты должен стать монахом, до того как станешь мужчиной». Молодое поколение страны воспитывается в духе верности буддизму. Одно из основных в жизни каждой семьи, где есть сыновья, - пострижение в послушники (по-бирмански «шинпью»). По всей стране оно проводится преимущественно в жаркие апрельские дни.
Мне довелось присутствовать на этой церемонии в семье моих знакомых. Праздник длился три дня, было истрачена очень большая сумма. Вообще известие о том, что такие-то отметили шинпью, не пожалев денег, пригласили множество гостей, выставили хорошее угощение, быстро разлетается по городу и вызывает всеобщее одобрение. Понятно, что далеко не все в состоянии тратить подобную сумму, поэтому иногда семьи, имеющие мальчиков – погодков и одногодков, кооперируются и устраивают торжество совместно.
В столице процессия движется чаще всего на машинах и автобусах. Зонты золотого цвета и участие артистов обязательны. Согласно традиции, родители и члены семьи (прежде всего отец) несут украшенные цветами лотоса короба с одеянием будущих послушников и чашу для подаяния. (В связи с этим у вдов и одиноких женщин, отдающих сына в послушники, возникает много волнений). За ними идут девушки с лаковыми подносами, уставленными дарами. Самая красивая удостаивается чести нести коробку для бетеля. Далее следует группа музыкантов и танцоров.
Виновники торжества очень нарядны – шелковая одежда, расшитая золотой или серебряной нитью, увешанная блестками, сверкает на солнце. (Это должно напомнить о пути Сиддхаратхи Гаутамы, которой благополучию и богатству предпочел поиски истины и спасение). От машины до входа в Шведагон их несут на руках или же они шествуют без обуви, в белых носках по ковровой дорожке – касаться грешной земли нельзя: с этого дня они принадлежат Будде.
После выполнения необходимых формальностей участников церемонии фотографируют. Женщины с большими серебряными чашами, в которых находятся рис и мелкие монеты, осыпают ими присутствующих. Потом все идут к машинам, и кортеж направляется к другой пагоде, расположенной поближе к дому, а затем к молельням, в которых выставлены фигурки духов. Им подносят фрукты, воду и пр. Наконец, родственники и гости возвращаются в дом. Там артисты дают концерт, монах произносит нечто вроде проповеди о пользе и важности происходящего и приглашенным предлагают угощение.
Обычно родители стараются совместить шинпью и церемонию прокалывания ушей девочкам – этим занимаются специальные люди (мужчины и женщины). Увидеть сыновей в одеянии оранжевого цвета, а дочерей с золотыми сережками – мечта всех пап и мам. Для бабушек и дедушек – великое счастье присутствовать при этом. Если в семье нет сыновей, то стараются помочь деньгами родственникам и знакомым.
Из дома все идут в монастырь, где сыновья будут проходить срок послушничества. Здесь монах произносит наставления, и под выстукивание барабана мальчикам начинают брить головы. Бреют опасной бритвой, и бывает, что кто-нибудь из них не выдерживает и плачет. Но, как правило, дети держатся спокойно, с достоинством: их долго готовят к этому событию. Волосы падают на белую простыню, которую либо держат с четырех сторон родственники, либо расстилают на земле. Затем ее аккуратно складывают и прячут. Честь принять волосы, по традиции, принадлежит отцу. После этого мальчиков купают, поливая из шлангов либо из ковша (считается, что вода очистит их от всего мирского), и уводят. Появляются они уже в оранжевых одеждах; стоят рядом с монахами, опустив глаза. Родители, поклонившись своим сыновьям, вручают им чаши для подаяния. Теперь неделю или больше они проведут в монастыре.
Случается, конечно, что молодой послушник через два-три дня сбегает, ведь трудно с непривычки есть лишь раз в полдень, а дальше пить только воду, соки или питаться исключительно фруктами. Иногда любящая бабушка остается в монастыре, выполняет необходимые работы по уборке и прочее, чтобы быть поближе к внуку. Всякое бывает. Но в день церемонии об этом не думают. Главное – провести торжество, как положено.
В первые два дня гости веселились, с интересом смотрели выступления певцов и танцоров и наблюдали за игрой в чинлон (национальная игра). На третий день, когда вернулись из монастыря, где остались новые послушники, в доме долго звучали слова молитвы.
Порой обряд шинпью совершается в монастырской школе, но это тоже обходится родителям достаточно дорого, так как угощение гостей и одаривание монахов – непременные части ритуала. Я побывала и в монастырской школе Шведагона во время обряда. Пол в большом зале устлан циновками и коврами, на которых расположились приглашенные (около двухсот человек). Еду устанавливали на низеньких столиках на 5-6 человек. Монахи (их угощали несколько ранее) возлежали на почетных местах лицом к публике. Наконец, зазвучали слова молитвы, присутствовавшие пали ниц, и началась церемония пострижения.