Буддизм начал свою историю в Мьянме в 11 столетии, когда здесь образовалось первое централизованное государство — Паганское царство. Буддизм, распространяясь по царству, одновременно как поглощал, так и приноравливался под местные традиции и верования. Именно так в буддизм в Мьянме вошел и анимизм.
Мьянманцы, став буддистами, продолжили верить в сверхъестественные силы добрых и злых духов. Они и сегодня убеждены, что каждое живое существо и даже каждая вещь имеет своего «ната». Едва только человек появляется на свет, в него вселяется дух-хранитель. Располагается он обычно в голове (именно поэтому голова — самая священная часть тела), обеспечивает удачу и здоровье. Потом на протяжении всей жизни в честь Натов выполняются различные обряды, связанные с наиболее важными возрастными циклами. Если же Нат вдруг покинет человека, то на последнего сразу обрушатся несчастья и хвори.
У дома всегда тоже есть свой Дух. Кокосовый орех, подвешенный на красной ленточке (ша ни), — подношение духу — есть в каждом доме. На окраине селения строится жилье для ната — покровителя деревни, который оберегает ее жителей от врагов и эпидемий. В Янгоне, в районе Чимйиндайн, например, находится несколько небольших, на уровне человеческого роста, домиков из бамбука и дерева. Это помещения для духов, призванных охранять одну из улиц. Защитникам целой социальной группы оказывается общественное уважение, им подносят дары, испрашивают у них разрешение и пр.
Существуют духи деревьев, камней, садов, ручьев и т. д. Если, например, срубят дерево, а ритуальные церемонии не будут совершены, то нат может обидеться, покинуть свое убежище и стать бродячим. А такие очень опасны: их трудно обнаружить, а следовательно, нельзя выполнить положенные обряды, т. е. умилостивить. Мьянманцы рассказывают множество историй о непонятных происшествиях, связанных с духами.
— Когда человек умирает, — говорят мьянманцы, — дух высвобождается и бродит семь дней, не понимая, что произошло. Он передвигается на машине, на пароходе или просто ходит туда-сюда. Дважды в день его кормят. На седьмой день зовут монахов, одаривают их, угощают и просят помолиться за то, чтобы в будущий жизни покойный возродился человеком. В этот день «эйн саун нат» (дух дома) заявляет духу умершего, что тот не должен больше здесь жить, смущать и беспокоить членов семьи, особенно детей. И дух понимает, что человек умер. Он начинает плакать, ибо ему очень не хочется покидать дом. Вечером входную дверь держат открытой, ставят около нее таз или тарелку, наполненную пеплом (обычно от сожженной бумаги). Ровно в полночь дух переступает порог, оставляя на пепле свой след. Очень многие видели его собственными глазами. Дух выходит «спиной», поэтому его единственный след повернут пяткой назад.
После смерти ребенка школьного возраста учитель строго предупреждает покойника, запрещая ему приходить в класс и звать своих друзей к себе. В связи с кончиной государственного служащего администрация издает официальный приказ (пьяндан), который зачитывают над телом умершего и вывешивают на доске. Там говорится примерно следующее: «с сего дня директор разрешает тебе уйти, мы на тебя не в обиде» и пр.
Люди знают, что не следует нарушать установленные правила и нормы поведения, иначе наты-хранители уйдут и от этого увеличится число натов-вредителей. Их, правда, можно задобрить, выставив маленькую корзину (кхо) с едой, — заплакал, например, ребенок, стали холодными ручки и ножки, нужно положить в кхо рис, мясо, вынести ее за деревню и бросить. Предохраняет от них и татуировка.
Мьянманцы, верящие в духов-охранителей, никогда не называют их «натами», а употребляют почительную форму — «Ашин чжи» (Большой хозяин). Некоторые женщины могут входить в транс и «общаться с Натами». Такие сеансы проходят в домах при скоплении верующих в Духов.
Наты различаются в порядке иерархии по нескольким группам. Самая высокопоставленная группа «37 натов» имеет прототипов из легендарных лиц — королей и королев, принцев, слуг и простых людей. Этот список был офицально составлен крайний раз в 18 столетии поэтом Мьявади по указу Императора. В этот список, например, входит «Маленькая нат тами с флейтой» — самая симпатичная и добрая из 37 Намов, она является покровительницей малышей и школьников. Если ребенок улыбается во сне, то родители в Мьянме считают, что он общается с Ней. Школьники перед экзаменами часто дарят Нат Тами платья и игрушки, чтобы все прошло успешно.
Жители Мьянмы верят в натов, как в абсолютно реально существующи. Они подносят Натам одежду и вино, еду и специальный чай. Они прекрасно осведомлены о вкусах и пристрастиях своих Духов — один не ест свинину, другой дух терпеть не может сильного пьянящего запаха цветка чампака (дерево из семейства магнолиевых), третий не выносит лука. Есть нат — курильщик опиума и любитель спиртного. В центральной Бирме он известене как У Мин Джо (Большой брат Джо). Здешние районы богаты винной пальмой, и У Мин Джо следит за тем, чтобы напиток получался особенно пьянящий. Ритуальные обряды в честь Ната-любителя крепких напитков, как праздневства у греков в честь Диониса — сопровождаются песнями, плясками, весельем и возлияниями.
В противовес У Мин Джо существует Нат — трезвенник — У Шин Чжи. У Шин Чжи в Мьянме Дух, охраняющие водные дороги. Вот почему из каждой лодки, что плывет по Иравади, Духу посылают цветы и свечи, чай, специально приготовленный рис и кокосовый орех. Легенда гласит, что когда-то У Шин Чжи был человеком. Однажды, чтобы помочь матери, он отправился подработать с лодочниками. Лодочники оставили его на острове присматривать за лодкой и готовить еду. Только не играй на арфе — предупредили они его. Но местные лесные феи очень хотели потанцевать и упросили юношу поиграть им немножко. А затем они так вскружили юноше голову, что взяли с него слово остаться с ними. И вот вернулись лодочники, все загрузились, а лодка не трогается с места — это феи не отпускали У Шин Чжи. Тогда у Шин Чжи сказал лодочникам, чтобы его сбросили в воду, и… превратился в духа. Празднества в честь У Шин Чжи проводятся в ноябре—декабре и обязательно разыгрывается музыкальная пьеса на сюжет легенды. Очень драматична сцена, когда мать, разыскивая любимого сына, зовет его на берегу реки, и он предстает перед ней в обличьи Ната.
Ну, а жители Мьянмы, причастные к искусству или науке, обязательно держат в домах фигурку Туратати (это индийская богиня Сарасвати на мьянманский лад), летящей верхом на мифической птице хинта.
В прежние времена иностранец, нанимавшийся на службу к императору, обязан был произнести клятву верности, в которой, помимо прочих слов, упоминались наты на горе Поупа. Эта гора в Центральной Бирме — потухший вулкан, из кратера которого вытекает ручей, а склоны покрыты густым лесом, — считается главным местом пребывания духов. Тысячи паломников ежегодно поднимаются по живописной дороге, чтобы испросить защиты у натов-хранителей. Здесь в месяце нато (ноябрь—декабрь) проводятся фестивали, посвященные духам Махагири и др.
Остается рассказать вам, как Наты, которые издревле почитались у жителей Мьянмы, стали частью Буддизма. Император Анируда, в годы правления которого в стране утверждался буддизм, приказал поместить натов на территории крупнейшего святилища своей столицы Пагана — Швезигоне. На вопрос о том, чем вызван этот приказ, он будто бы ответил: «Люди не могут сразу перейти к новой вере. Пусть они ходят к своим старым богам…»
у, а позже Натам было вменено в обязанность наблюдать за тем, чтобы люди поступали в соответствии с учением Будды. Не случайно мьянманские пагоды полны фигурками разных духов. Верховный нат Тиджамин (Таджамин), без которого не обходится ни один человек в обычной жизни, четыре раза в месяц (дни полнолуния, новолуния, восьмые дни после полнолуния и новолуния) направляет посланца к людям для получения отчета от четырех натов-помощников. Он отвечает за благосостояние своих подопечных и должен быть в курсе всех земных дел. Тиджамин восседает на мягком ложе, но если что-то на земле требует его вмешательства, ложе тотчас становится твердым и жестким, как камень. Отсюда нередко встречающийся в литературе Мьянмы и часто повторяемый в жизни возглас-вопрос: «Неужели ложе Тиджамина никогда не станет жестким?»
Смешение различных верований отражается и на восприятии изображений Будды. Считается, что после освящения статуй в них переходит сверхъестественная сила, а каждое изображение или символ Будды (ступа, дерево, под которым на него снизошло озарение, отпечаток ступни и т. д.) несет огромную «энергию». Согласно трактовке анимистов, оно имеет своих духов, обитавших в камне или дереве, из которых сделано изображение. После окончания его изготовления совершается обряд «открывания глаз». Среди сотен статуй в Шведагоне есть одна, по размеру не очень большая, но достаточно знаменитая. Черные глаза статуи кажутся живыми. Создается впечатление, что они следят за человеком, в какую бы сторону он ни направился.
И несмотря на то, что в Мьянме насчитывается около 17 тысяч буддийских святилищ и 20 тысяч монастырей, народная вера в натов-хранителей по-прежнему сильна в сердцах простых мьянманцев.