«Монахи и отшельники хороши, когда худы, четвероногие животные — когда толсты, мужчины — когда учены, женщины — когда замужем» — так гласит бирманская мудрость.
С малых лет девочки запоминают пять обязанностей жен: выполнять домашние дела, бережно относиться к имуществу и деньгам, избегать неверного пути в религии, тратить деньги разумно, не лениться. И став хозяйкой дома, современная бирманка старается соблюдать все эти правила, являющиеся для нее непреложным законом.
Бирманская семья моногамна. Отец, муж считается ее главой. Каждый мальчик с детских лет должен знать обязанности мужа: не быть равнодушным, обеспечивать имуществом и деньгами, избегать неверного пути в религии, хорошо одевать жену, быть любящим и добрым.
Браки в стране и сегодня заключают в основном в результате договоренности родителей. Устройство свадьбы — одна из непременных обязанностей их по отношению к детям. Естественно, что они стараются и найти подходящую пару для своего ребенка, и устроить брачную церемонию соответственно принятым в обществе обычаям.
Поисками жениха или невесты, помимо родителей, занимаются друзья и знакомые (если дети не были обручены еще в детстве). Согласно традиции, девушкам, после того как они выходят из отроческого возраста, не разрешается встречаться с молодыми людьми, коль скоро те не родственники. Более того, они не должны появляться вне дома без сопровождения братьев, сестер, теток, подруг. Разумеется, студентки и работающие женщины знакомятся с мужчинами в аудиториях институтов и колледжей, в учреждениях.
В современных условиях будущим супругам предоставляется возможность увидеть друг друга и одобрить сговор родителей. Допускается брак между двоюродными братом и сестрой.
Довольно часто молодые люди делают свой выбор самостоятельно, и тогда устраивается побег. «Ослушники» поселяются в доме родственника, помогавшего им, и всеми силами стараются задобрить отца и мать. Прощение они получают чаще всего после рождения первого ребенка. Хотя бегство, по общественным нормам, категорически не отвергается, оно все же рассматривается как ущемление родительских прав.
При состоявшемся сговоре астрологи обеих семей приступают к изучению гороскопов, сравнивают благоприятные и неблагоприятные знаки, определяют день свадьбы. Иногда они предсказывают, что брак будет неудачным: молодожены через какое-то время разойдутся, даже точно указывают срок. Если же, несмотря на предупреждение, молодые люди настаивают на женитьбе, астрологи для смягчения будущего удара устанавливают мельчайшие детали свадебного торжества: одежду невесты, цветы для прически и пр. В этом обряде необходимо предусмотреть все, в частности день недели, час совершения церемонии и т. д. Скажем, хорошо проводить ее в среду и четверг: это обещает победу над врагами. По гороскопу свадьба в полдень воскресенья или пятницы способна защитить от разного рода опасностей.
Вступление в брак — событие, касающееся не только будущих супругов, но и многочисленной родни. Можно сказать, что оно имеет общественный резонанс. Пригласительные билеты, отпечатанные в типографии, рассылаются друзьям, сослуживцам, знакомым. Почти всегда даются объявления в газетах. Зажиточные семьи Янгона устраивают свадьбы в ресторанах отелей; число приглашенных достигает несколько сот. В деревне в торжестве участвуют практически все жители.
Молодых в праздничных одеждах усаживают на возвышение. Отец или какой-нибудь особо почитаемый гость соединяет руки жениха и невесты, связанные шелковым шарфом (символ брака), и опускает их в чашу с водой: как неразделима вода, так пусть будет неразделима и эта счастливая пара! Затем вступившие в брак едят из одной большой чаши, угощают друг друга и родителей. Гостям подают чай или кофе с пирожными. Они кладут на стол свои подношения — деньги, вещи, лотерейные билеты. Сидящий за столом человек принимает подарки и подсчитывает их стоимость.
Веселье продолжается дома, но, согласно традиции, без употребления крепких напитков. Жених предпринимает попытку войти в комнату невесты (теперь жены), а близкие и друзья пытаются помешать ему, устраивая шумную и веселую кутерьму. Они натягивают веревку у двери, и суженый, чтобы его пропустили, вынужден раскошелиться, «откупиться».
На свадебное торжество расходуются огромные суммы. Считается, что обилие присутствовавших поднимает престиж семей, устраивающих пир.
Вновь образовавшаяся семья зачастую выражает желание поселиться отдельно. Тогда родители помогают ей построить дом или часть дома, обзавестись хозяйством. В столице и вообще в городах работающая пара нередко снимает комнату-две в частном доме. Иногда молодые живут вместе с родителями мужа или жены, особенно если нет братьев.
В сельской местности будущие супруги заключают брачный договор в присутствии старшин деревни. По желанию одной из сторон он может быть нарушен. Основательной причиной для развода считается отсутствие детей, курение опиума, пьянство, несходство характера и вообще какие-нибудь предосудительные действия. Впрочем, — несмотря на такую легкость развода, процент разведенных супругов очень невелик, и семейная жизнь бирманцев большею частью могла бы служить примером для других наций.
В старой Бирме нередко отмечались случаи многоженства. Вторую, третью и т. д. жену допускалось брать лишь с согласия первой. Она оставалась главной распорядительницей и хозяйкой, получала большую долю наследства и занималась воспитанием детей. Бирманская история и литература оставили немало примеров полигамии, причем эти примеры касались не только лиц царствовавших фамилий, но и, скажем, торговцев. В известной драме XIX века «Со Пхей и Со Мей» героиня после долгих приключений соединяется со своим избранником, однако обстоятельства складываются так, что она вынуждена согласиться на вторую жену. И в конце драмы Со Мей поет грустную песню о том, какое счастье быть наконец-то рядом с любимым и вместе с тем как горько делить любовь с другой. По буддийскому закону, муж имеет право привести вторую жену, если первая бездетна, но при этом проживание двух жен под одной крышей исключено.